Сибуй, мияби, ваби-саби: традиционная японская эстетика в современном дизайне интерьеров

  |  Стиль

 Увлечение восточной философией, мотивами и стилистическими приемами искусства загадочного Востока охватило надменную Европу еще в XVII веке. С тех пор художники, архитекторы, декораторы, а позже и дизайнеры возвращались к ориентализму еще не раз, каждый раз изменяя суть и форму и как бы заново создавая стиль.  В современном дизайне интерьера японский стиль это не копирование образцов, а воссоздание духа, следование философским принципам, обретающим плоть в пространстве.

Ваби-саби – ода «несовершенной, непостоянной и неполной красоте», воплощенная «безмятежная меланхолия». С дизайнерской точки зрения, стиль ваби-саби всегда об естественности и течении времени, скоротечности и уязвимости красоты. Отреставрируйте старинный сервант до блеска, сотрите трещинки возраста с его «лица» и разве он не утратит большую часть своей индивидуальности? Есть объекты, которые, покрываясь патиной времени, становятся только прекрасней – древесина, бумага, ткань. Легкая неправильность, асимметрия привносит в интерьер тонкое изящество, некую неочевидность.

Мияби – утонченная изысканность, лаконичность линий, отражение ваби-саби «на той стороне Луны». Там, где в ваби-саби все шероховато и натурально, в мияби - тонко и изысканно. И при этом также просто, невычурно. Мияби это красота в мелочах – текстурах, оттенках, запахах. Самурай пишет письмо изысканным почерком, выбирая бумагу цвета увядшего бамбука и наносит на нее каплю благовония со сложным, но едва уловимым запахом и это не любовная записка, а повседневные распоряжения – это мияби.

Югэн – «таинственное чувство красоты вселенной», недосказанность, скрытая суть простых вещей, разглядеть, которую можно лишь в особом состоянии душевной безмятежности. Всего лишь намек на нечто большее, что станет доступно тем, кто способен созерцать. Невозможность постичь целое, но способность раз за разом находить новое в привычном. Как это? Как японский сад камней, где один из каменей всегда остается «за рамками». Вы знаете о его существовании, вы можете его увидеть, изменив угол зрения, но тогда другой элемент композиции пропадет, скроется.

Заметили? Во всей японской эстетике понятие душевного покоя – основа основ. Поэтому весь современный японский дизайн строится на естественном комфорте, простоте, непрерывном движении энергии в открытом пространстве. Это пространство - выражение еще одного важного для японской эстетики принципа – Ма. Ма – никогда не пустота, это - пауза в серьезном разговоре, наполненная мыслями собеседников, это тишина в музыке, где тают отголоски звуков, это воздух, в котором падают осенние листья, прозрачный и звенящий.

И, наконец, так близкое дизайнеру понятие дацузоку – творческая свобода, выход за рамки формы, но не от вычурности, а от внутренней потребности. Как понять, что вам удалось его достичь? Вернемся снова к саду камней – он кажется естественным, хотя создан искусственным, он следует определенным канонам, но за каждым поворотом его дорожек вас ждет тайна, он традиционен, но помогает взглянуть на мир по-новому. Свобода в японской философии дизайна возможна лишь тогда, когда вы по-настоящему постигли все принципы. Это частая ошибка начинающих дизайнеров интерьера, непрофессионалов, когда они начинают ваять «от души», не зная элементарных основ. Это не творчество, а дилетантизм. Свободный полет получиться лишь у тех, кто умеет парить, без этого вам удастся лишь драматично выпасть из гнезда.

Об авторе

Алеся Нестяк

Добрый день!

Меня зовут Алеся и я буду рада по-делиться с вами опытом и знаниями о дизайне столовых, ванн, кухонь, детских и всего того, что можно назвать красивым французским словом интерьер. А еще мы поговорим о мелком и крупном ремонте, выборе мебели и декора, модных трендах и иконах стиля.

еще ↓

Рубрикатор